Октябрь (1927)
Oktyabr
«Октябрь», также известный как «Десять дней, которые потрясли мир», – советский немой исторический фильм, вышедший в 1927 году и посвящённый событиям Октябрьской революции 1917 года в России. Этот фильм был заказан к десятилетию революции и является одним из выдающихся образцов пропагандистского кинематографа тех лет. Режиссёры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров представили миру продукт монтажной школы, где с помощью необычных углов съёмки и инновационного для того времени монтажа стремились передать динамику событий и вовлекать зрителя в процесс просмотра. Фильм отличается театральной игрой актёров и использованием массовых эпизодов. Величие и драматизм событий революции раскрываются через образы лидеров борьбы и толпы, активно участвующей в беспорядках и митингах. Хотя картина была создана в качестве официозной исторической интерпретации, она признана одним из шедевров мирового кинематографа.
Смотрите данный материал на всех устройствах: android, iphone, samsung, ipad и Смарт ТВ.смотреть онлайн Октябрь (1927) в хорошем качестве
- Смотреть онлайн
Из-за перемены политического климата в СССР на последних стадиях редактирования фильма режиссёр Эйзенштейн был вынужден удалить из фильма многих деятелей революции: Л. Троцкого, В. Антонова-Овсеенко, В. Невского.
Фильм был поставлен по заданию Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР и посвящался 10-летней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1967 году фильм восстановлен и озвучен на «Мосфильме».
В этом фильме Сергей Эйзенштейн впервые воплощает теорию «интеллектуального кино». Суть ее заключалась в том, чтобы посредством монтажных секвенций подвести зрителя к тому или иному теоретическому понятию, обобщенному выводу. В частности, эпизод разрушения памятника Александру III олицетворял крушение самодержавия. Повторение его в обратном порядке (памятник словно складывался из обломков) означало попытку реставрации монархии.
Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать и закончить фильм событиями октября 1917 года.
В распоряжение режиссёра были предоставлены значительные ресурсы: плёнка, исторические костюмы, оружие. В качестве массовки было позволено использовать воинские части. Также Эйзенштейну разрешили снимать фильм на месте событий революции — на подступах к Зимнему и непосредственно в интерьерах дворца. Консультантами фильма выступили участники октябрьских событий: Крупская и Подвойский (он даже сыграл в фильме самого себя).
Планировалось, что фильм будет выпущен на экраны к 10-летию революции в 1927 году, но съёмки затянулись и в прокат картина попала только в начале 1928 года.
Восхищённый музыкой Эдмунда Майзеля, написанной для европейского проката фильма «Броненосец «Потёмкин», Эйзенштейн предложил композитору написать музыку и к его «Октябрю». Однако в Москве партитуру Майзеля сочли слишком авангардистской, и в СССР фильм вышел на экраны с другим саундтреком; музыкой немецкого композитора была озвучена укороченная примерно на полчаса версия «Октября», предназначенная для проката за рубежом.
В 2011 году, в результате совместной работы немецких и российских организаций, длившейся 5 лет, удалось восстановить оригинальный саундтрек «Октября», но только партитуру, написанную Майзелем для укороченной версии; для полной версии фильма «недостающую» музыку дописал немецкий композитор Бернд Тевес.
Революционеры в фильме штурмуют Зимний по парадной Иорданской лестнице. На самом деле в октябре 1917 года по ней можно было попасть только в военный госпиталь, занимавший значительную часть дворца. Настоящий штурм шёл по лестнице «ея императорского величества» (ныне Октябрьской), но Эйзенштейну она показалась недостаточно кинематографичной.